Супервизия, балинтова група

Немного о балинтовском методе! 

   Этот метод групповой тренинговой исследовательской работы получил название по имени своего создателя - Michael Balint (1896-1970), проводившего с 1949 г. в клинике Тависток в Лондоне дискуссионные групповые семинары с практикующими врачами и психиатрами. Опыт, обобщенный Балинтом в его книге "Врач, его пациент и его болезнь", лег в основу метода проведения исследовательско-обучающих семинаров.
   "Прежде больной должен был понимать врача. Теперь врач должен прежде всего понимать больного" - это высказывание М. Балинта стало ориентиром в определении функции балинтовских групп, направленных на помощь врачам, практикующим в общей медицине, на развитие у них внимательного отношения к своим профессиональным задачам и причинам своих врачебных неудач.
   Понимание насущной необходимости развивать у врачей эти навыки родилось у М. Балинта на основании анализа работы группы врачей, которая на протяжении нескольких лет демонстрировала все возрастающее искусство сбора подробной медицинской и клинической информации, но при этом часто испытывала неудовлетворение и даже разочарование от неудач в создании теплого доверительного контакта с пациентами, от недостаточной чувствительности к их нуждам и запросам.
   Пересмотрев ориентиры групповой работы, М. Балинт ввел принцип "селективного внимания и селективного игнорирования”. Цель - выработать у врачей новый навык слышать даже то, что пациент высказывал сдержанно и неотчетливо, а затем прислушиваться к себе, к своим собственным чувствам, чтобы в результате все это помогло достичь взаимопонимания с пациентом. Это помогло врачам перейти от мышления в "рамках одной личности” к "межличностной психологии”, исследуя в каждом случае главным образом взаимоотношения врач-больной. Сегодня метод широко используется в различных сферах деятельности, но прежде всего для профилактики профвыгорания у психотерапевтов!    (Катерина Александровська http://www.facebook.com/groups/psychologia/ )


Что такое балинтовская группа.

   Балинтовские группы — эффективный метод повышения профессиональных коммуникативных навыков, снижения профессионального стресса и «эмоционального выгорания». В наше время эта технология используется не только в группах врачей и психологов, но и в группах учителей, социальных работников, полицейских, священников и других специалистов, основой работы которых является профессиональная коммуникация. Приоритетами в работе Балинтовской группы являются безопасность обсуждения, анализ и эмоциональная поддержка её участников.

Цели работы балинтовских групп:

- Поощрять психологов ценить свои навыки межличностных отношений и учиться понимать их пределы. 
Улучшить восприятие и понимание коммуникации клиента психологами.
- Позволить психологам осознать свои "слепые пятна" в общении с клиентами.
В проводимом обсуждении акцент делается не на клиническом анализе ведения данного клиента, а на различных особенностях и аспектах взаимоотношений психолога с клиентом в рамках данного случая, их реакциях на меняющиеся обстоятельства этой ситуации, что отличает балинтовские группы от традиционного клинического разбора, консилиума или супервизии. Для этого нужно, чтобы в групповых дискуссиях говорили не только о том, что думает, но и о том, что чувствует психолог (эмоционально и телесно) во взаимоотношениях со своим клиентом, что доктор и пациент значат друг для друга, и что они друг для друга делают?

Процесс работы Балинтовской группы.

   Один из участников группы предлагает случай из практики, который вызвал затруднения, удивление или почему-то запомнился. Объект обсуждения – не клиент и не его лечение, скорее, сам психолог с его своеобразием восприятия данного случая, отношением к нему. Собственно, поэтому участники группы рассказывают о своих пациентах без записей, свободно, не заботясь о жесткой структуре своего сообщения, иногда повторяясь, что-то вспоминая "на ходу", т.к. для анализа не менее важно, что «забывает» сказать рассказчик.
   «Докладчик» должен ориентировать свой рассказ не столько на историю болезни, сколько на изложение сложностей взаимоотношений с пациентом и своем переживании трудностей этого случая, с описанием реакций и поведения клиента, свои эмоции, мысли или ожидания в большей степени, чем клиническую часть случая. После короткого рассказа (5 -15 минут) рассказчик формулирует «запрос», который должен касаться коммуникации с клиентом (что происходило?, уточнение эмоционального состояния, ожиданий психолога или клиента... ). Запрос может касаться, на первый взгляд, совершенно не существенных вещей. Например, более продуктивным обсуждением может быть случай, в котором запрос звучит так: «Почему я так много смеялась/смеялся в этом случае?».
   После формулировки «запроса» участники группы могут обменяться впечатлениями и задать вопросы, которые прояснят для них необходимые для ответа на запрос моменты.
   Лидер Балинтовской группы следит, чтобы вопросов было не чересчур много, и они не слишком «разогревали» рассказчика и группу. Когда ситуация достаточно уточнена, он просит рассказчика теперь помолчать, расслабиться и послушать, что участники группы чувствуют и думают по поводу коммуникации, сложившейся в обсуждаемом случае. Приветствуются любые фантазии, образы, метафоры и символы. Любая фантазия или ассоциация может быть подспорьем в понимании неосознанной составляющей коммуникации. Здесь нет правильных интерпретаций, а есть множественность восприятия ситуации. Это позволяет рассказчику взглянуть на свой случай со стороны и увидеть ранее невидимое, то, что находилось в «слепых пятнах» или было «прикрыто» психологической защитой и понять, почему этот пациент/клиент вызывал затруднения или удивление. Совсем необязательно, чтобы все фантазии в группе казались рассказчику «правильными». Может быть, как раз то, что вызывает сейчас самый сильный протест, потом и окажется наиболее точным объяснением происшедшего.
   После круга фантазий и их обсуждения, рассказчик «возвращается в круг» и делится своими переживаниями и мыслями, возникшими в процессе обсуждения.

Отличия балинтовской группы от других видов работы:

   Работа Балинтовской группы направлена на:
- «исследование» эмоциональной и бессознательной части технологии работы психолога — осознание её;
- безопасность работы психолога (восстановление, защита, предупреждение профессионального стресса и выгорания).
   Объектами работы Балинтовской группы являются: 
- коммуникация, эмоции, чувства, иррациональные идеи и установки, психологические защиты, переносы, 
контрпереносы, ожидания, смысл.
   Инструментами Балинтовской работы являются: ассоциации, фантазии, аналогии, анализ защит и переносов, эмоциональная поддержка.
   В Балинтовской группе приветствуется полифония точек зрения и обсуждение, направленное на поиск новых смыслов в отношениях и новых взглядов на коммуникацию.


Гордей Семёнов говорить в ФБ групі "Экофасилитативная балинтовская группа":
"Думай свежо, думай свободно!
Группа занимается анализом проблем в профессиональной коммуникации, а не занимается психотерапией и не углубляется в личные проблемы участников, это позволяет (вместе с работой лидера) создать атмосферу высокой защищённости. Решающей, на мой взгляд, является атмосфера в дословном смысле слова, то есть пространство, допускающее возможность дышать свободно, что позволяет осуществлять выборы, а этим добиваться изменений. Неискажённое предвзятостью пространство, также является одной из основ нашей работы. 
Группа занимается только анализом проблем профессиональной коммуникации. Если же говорить о решении проблем, то они решаются, но опосредованно, без консилиума или «мозгового штурма», без советов или оценок, за счёт внутренней работы самого рассказчика: осознания, изменения отношения, стереоскопического, а точнее, «полископического», рассмотрения ситуации. Балинтовская группа представляет комфортные стимулирующие условия для этой работы. Обсуждение случая в Балинтовской группе ведётся в рамках запроса, без углубления в личность рассказчика, без оценок, советов и поиска «единственного правильного решения», то есть, избегается всё то, что может быть воспринято как агрессия и вызвать срабатывание психологической защиты. Чёткие и ясные правила работы, простая последовательность действий уменьшают неопределённость и, соответственно, тревогу. Всё это тоже вносит существенный вклад в атмосферу защищённости и безопасности. 
Анализ направлен на выяснение незамеченных рассказчиком составляющих коммуникации, смыслов, значений, причин, установок, ожиданий и эмоций, реакций, которые могут свидетельствовать о развитии переноса и контрпереноса. Анализ как исследовательский инструмент создаёт давление, без которого невозможно преодоление сопротивления и осознание до того неосознанного. Балинт писал, что участнику Балинтовской группы необходимо «мужество для признания своей глупости». Но избыточное давление приводит к срабатыванию психологических защит и защитному поведению, что блокирует дальнейшее продуктивное обсуждение случая.
В процессе балинтовской работы происходит «резонанс» бессознательного участников и появляется вызванная рассказанным случаем продукция: фантазии, ассоциации, образы и метафоры. Обсуждение этой продукции в группе вызывает дополнительные ассоциации, смыслы и значения. Это позволяет отстраниться от привычного, однозначного, «предвзятого» представления о себе, своей роли и миссии, и увидеть происшедшее с других точек зрения, обогатив этим свои представления, навыки и опыт. 
Дополнительным источником информации становится «параллельный процесс» — ситуация в группе, когда рассказчик идентифицируется с пациентом, а группа или её часть – с врачом. Осознание эмоций рассказчика и части группы, идентифицировавшихся с пациентом, а также эмоций части группы, идентифицировавшейся с врачом, позволяет получить дополнительную информацию о составляющих коммуникации данного случая.
Существенным моментом в Анализе является отказ от профессионального жаргона. Во-первых, даже разные школы под одним и тем же термином понимают несколько разные вещи, не говоря уже о разных направлениях психологии, психотерапии и медицины. Во-вторых, так легко, отстранившись, спрятаться за терминами, профессиональным жаргоном и не заметить истинных эмоций, вызванных происходящим обсуждением, и его истинного значения. 
По описанию одного из участников групп, которые вёл сам Балинт, важная составляющая в работе Майкла Балинта была в «… мужестве отказа от любого профессионального жаргона, да и от участников он постоянно требовал говорить на простом, конкретном языке. У меня вызывало мучения и даже иногда раздражение то, что Балинт игнорировал интересную, а возможно и точную интерпретацию, задавая вопрос, а что именно подразумевает говоривший под словами «депрессивный», «истеричный», «шизоидный», «нарцисстичный» и т. д. Но в результате таких вопросов мы вынуждены были обратиться к своим собственным переживаниям, начиная понимать, насколько сильно отличается наше личное видение от какой-либо предвзятой истины. А одновременно начинали становиться понятными чувства и представления, прежде всего, страхи, возникающие на пороге между внутренним и внешним, то есть, между субъективным восприятием и попыткой рассказать об этом в понятной форме». 
Поддержка способствует улучшению эмоциональной атмосферы в группе, помогает переносить анализ, позволяет поднять самооценку, осознать и принять то, что вытеснялось. 
В Балинтовской группе участник претерпевает, как писал Балинт, «небольшое, но существенное изменение личности». Он обучается новым индивидуальным подходам и реакциям в противовес привычным, защитным, давно сложившимся стереотипам реагирования в эмоционально значимых ситуациях общения с пациентами, расширяет репертуар отношений и точек зрения. 
Полезным в повседневной работе навыком является умение слушать пациента и слышать не только то, что рассказал пациент, но и то, что он опустил, о чём умолчал, обращать внимание на невербальную часть сообщения пациента. Более пристальное внимание к невысказанным причинам появления пациента и к его неоговорённым ожиданиям может развернуть приём с привычного русла и позволит решать действительно актуальные проблемы пациента, о которых он не мог, не считал возможным или не хотел говорить вслух. 
Немедленными результатами работы группы могут быть инсайты, осознание некоторых вытесненных или незамеченных составляющих коммуникации. Так как работа в группе требует существенной концентрации внимания, преодоления психологических защит и стереотипов, то многое из происшедшего и сказанного в группе ускользает от осознания и принятия. Но внутренняя работа продолжается и после окончания Балинтовской сессии. Часто при сдвоенных сессиях, в следующую сессию с другим рассказчиком и другим случаем, участник вдруг осознает то, что не успел или не смог осознать во время обсуждения своего случая. Этот процесс подспудно продолжается и между сессиями, постепенно приводя к тому самому «небольшому, но существенному изменению личности».  http://www.facebook.com/groups/bolind/permalink/323088497724999/


Группа персонала http://prodzhy.at.ua/index/gruppa_personala/0-55


Схожа діяльність: http://www.psyh.kiev.ua/
Рекомендованная литература:

Максименко С. Д., Хаустова Е. А. Синдром вигорання у медичних робітників (рос.) / НАУКОВИЙ ВІСНИК МИКОЛАЇВСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ ІМЕНІ В. О. СУХОМЛИНСЬКОГО : ЗБІРНИК НАУКОВИХ ПРАЦЬ. СЕРІЯ «ПСИХОЛОГІЧНІ НАУКИ»  / за ред. С. Д. Максименка, Н. О. Євдокимової. – Т. 2. – Вип. 7. – Миколаїв : МНУ імені В. О. Сухомлинського, 2011. – 320 с.  С. 5-13.

Мальцева Л.С. Проблемы профилактики профессионального выгорания педагогов. С.29-34.

Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания.Издательство: Питер. 2008. 336 с.
   Авторы второго, переработанного, издания книги (первое вышло в 2005 г.) анализируют изучение синдрома выгорания зарубежными учеными и излагают результаты собственных исследований. Читатели узнают не только о причинах и последствиях выгорания, методах его психодиагностики, но и о возможных способах помощи "выгорающим" работникам.
Для студентов и вузовских преподавателей психологического профиля, для менеджеров по персоналу, для работодателей, заботящихся о своем здоровье и стабильности кадрового состава, "психосоциальном" здоровье своей организации, а также для всех представителей социальных профессий.

Юрьева Л.Н. Профессиональное выгорание у медицинских работников: формирование, профилактика, коррекция.
Монография посвящена проблеме формирования, профилактики и коррекции профессионального выгорания у медицинских работников. Предложены оригинальные образовательные программы для студентов медицинских вузов, интернов и врачей, а также описаны психотерапевтические стратегии и техники, направленные на профилактику и коррекцию синдрома выгорания. В медицинской литературе постсоветских стран это первое монографическое исследование в этой области.

Грабе Мартин. Синдром выгорания - болезнь нашего времени. Издательство: Речь. 2008. 96 с.
  Синдром выгорания - болезнь нашего времени, приобретающая национальные масштабы. Как правило, она настигает тех, кто совсем не брал ее в расчет, - по причине своей чрезмерной занятости. В особой группе риска находятся идеалисты, которые с полной ответственностью уходят в работу с головой. Как протекает это нарушение, как можно распознать симптомы на ранних стадиях, как оказать действенную помощь себе и другим? Для вас это жизненно важная информация, так как синдром выгорания - не просто болезнь. На карту поставлены наше здоровье и организация нашей жизни, поэтому стоит посвятить время этой теме.

Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. Издательство: Речь. Год: 2004. Страниц: 272
В книге проанализирована чрезвычайно актуальная, но до настоящего времени малоизученная проблема профессиональной деформации личности. С привлечением обширного теоретического материала рассматриваются три основных направления исследования данной тематики. Книга будет интересна специалистам различных отраслей, сталкивающимся с этой проблемой по роду своей деятельности.

Зливков В.Л. К вопросу о разработке программы переструктурирования профессиональной идентичности педагога. С.132-137.

Бадалова М.В., Кондрашихина О.А. Решение психологами профессиональных задач с вы­сокой степенью неопределённости: опыт экспериментального исследования. С. 56-72.

Зливков В. Проблема личностной и профессиональной самоидентификации в современной психологии.

Загайнов Р.М. Проклятие профессии. Бытие и сознание практического психолога.  http://www.koob.ru/zagainov/curse_profession

Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога.  http://www.koob.ru/semenova_e_m/teacher_training

Фопель Клаус. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего.  http://www.koob.ru/vopel/psy__group

Форвард Сьюзен. Эмоциональный шантаж.  http://www.koob.ru/forward/blackmail

Панченко С. М. Активізація самоздійснення особистості у контексті самоорганізації дорослої людини \ НАУКОВИЙ ВІСНИК МИКОЛАЇВСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ ІМЕНІ В. О. СУХОМЛИНСЬКОГО : ЗБІРНИК НАУКОВИХ ПРАЦЬ. СЕРІЯ «ПСИХОЛОГІЧНІ НАУКИ»  / за ред. С. Д. Максименка, Н. О. Євдокимової. – Т. 2. – Вип. 7. – Миколаїв : МНУ імені В. О. Сухомлинського, 2011. – 320 с. С. 222-27.

Смульсон Марина Лазарівна, доктор психологічних наук, професор, завідувачка лабораторії нових інформаційних технологій навчання Інституту психології імені Г.С.Костюка Академії педагогічних наук України
СУЧАСНИЙ ВЧИТЕЛЬ У ВІРТУАЛЬНОМУ ОСВІТНЬОМУ ПРОСТОРІ.


Соловьева С.Л. Индивидуальные психологические особенности личности врача: СПб., ГОУВПО СПбГМА им.И.И.Мечникова, МЗ РФ.-2001г.
В пособии рассматриваются вопросы психологической профессиональной адаптации и дезадаптации врача, психологические аспекты лечебно-диагностического процесса. Представлено изложение основных типов личности, вопросы коммуникативной компетентности врача.

Кашапов М.М. Психология профессионального педагогического мышления. Издательство: Ярославль, - ЯГУн-т им. П. Г. Демидова. Год: 2000
Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. Специальность –19.00.07. – педагогическая психология. (На правах рукописи). Научный руководитель – академик РАО, доктор психологических наук, профессор В. Д. Шадриков.
Аннотация. 
Целью исследования является создание и экспериментально-теоретическое обоснование психологической концепции педагогического мышления на основе комплексного исследования особенных и единичных характеристик профессионального мышления учителя.

Митина Л.М. Название: Психология труда и профессионального развития учителя. Издательство: Академия. Год издания: 2004. Страниц: 320
В пособии рассмотрены психологические основы труда учителя, представлены авторская концепция и технология профессионального развития педагога, теоретически обоснованы и раскрыты психологические факторы, условия, механизмы и движущие силы творческой самореализации учителя в профессии. Особое внимание в пособии уделяется теории и методике проведения психологических тренингов личностного и профессионального развития учителей (будущих учителей).
Для студентов, аспирантов, преподавателей высших педагогических, психологических, социально-педагогических учебных заведений, слушателей ИПК и ИУУ, научных работников, практических школьных психологов.

Калюжный А. А. Психология формирования имиджа учителя. Издательство: Владос. Год издания: 2004
Пособие содержит теоретическое обоснование природы имиджа учителя, его характеристики и типы, дан инструментарий формирования педагогического имиджа учителя и психологические методики его изучения.
Издание предназначено учителям школ, преподавателям и студентам вузов - будущим педагогам.

Кашапов М.М. Психология профессионального педагогического мышления. Издательство: Ярославль, - ЯГУн-т им. П. Г. Демидова. Год: 2000
Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. Специальность –19.00.07. – педагогическая психология. (На правах рукописи). Научный руководитель – академик РАО, доктор психологических наук, профессор В. Д. Шадриков.
Аннотация. 
Целью исследования является создание и экспериментально-теоретическое обоснование психологической концепции педагогического мышления на основе комплексного исследования особенных и единичных характеристик профессионального мышления учителя.

Иванова С.П. Учитель XXI века: Ноопсихологический подход к анализу профессионально-личностной готовности к педагогической деятельности.
Издательство: Псковский государственный педагогический институт им. С.М.Кирова. Год: 2002. Страниц: 330
В учебном пособии раскрывается новый концептуальный подход, отражающий современные условия развития социально-образовательной среды и ее субъектов; дается психологическая характеристика личности учителя, 
ориентированного на формирование у учащихся человекоцентрированной жизненной позиции, социальных умений и навыков межличностного общения; предлагаются методические рекомендации по формированию профессионально-личностной готовности студентов - будущих учителей к организации педагогической деятельности как процесса полисубьектного взаимодействия.