Обучающая программа-практикум 

- начинающим специалистам  (психология, педагогика, социология), 
- студентам соответствующих специальностей,
- волонтерам помогающих видов деятельности  (взаимодействие человек-человек),
- участникам инклюзивного образования.



Одна из обучающих групп: http://prodzhy.at.ua/index/gruppa_inkljuzii/0-61

Ссылки по теме:

Вконтакте: http://vk.com/ii_prof_psi

проект «ПрофРеалізація»  http://prof.sim.org.ua/



Рекомендованная литература:

Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика.  

Андреев А.С. Современные тенденции развития психологии и психотерапии. Интегративные тенденции. С.68-75. http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Go/2011_2/Andreev.pdf

Барашева Д.Е. Психологические противоречия профессионального становления студента-педагога как трудности личностной идентификации. С.28-35.  http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Go/2011_1/Barasheva.pdf

Андреев А.С. Современные тенденции развития психологии и психотерапии. С.15-21.  http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Go/2011_3/Andreev.pdf

Авдеева И.Н., Пономаренко И.Л. Возможности рационально-эмотивного подхода в системе подготовки учителей к фасилитативному педагогическому взаимодействию. С.50-56.  http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Go/2011_3/Avdeeva.pdf

Когнитивные схемы и убеждения как интегративный объяснительный конструкт в клинической психологии и психотерапии

Рамендик Д.М., Психология и психологический практикум для гуманитарных специальностей. http://www.klex.ru/bm4

Косинский В.П. Практикум по когнитивно поведенческой терапии. http://www.koob.ru/kosinski/cognitive_therapy

Барашева Д.Е. Психологические противоречия профессионального становления студента-педагога как трудности личностной идентификации/ «Горизонти освіти» 2011 №1(31). С.28-35.

Шапиро Фрэнсин. Психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз.  http://www.koob.ru/shapiro_fr/psihoterapiya_emocionalnih_travm

Кори Джеральд. Теория и практика группового консультирования.  

Климов Е.А. Психология как профессия.  http://www.koob.ru/klimov_e_a/psych_as_a_profes

Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Введение в профессию военного психолога. Издательский центр Академия. 2007. 208 с.
В учебном пособии рассматриваются место и роль психологии в системе других наук, история формирования взглядов на основные сферы и виды деятельности психологов, формы их профессиональной подготовки в России и за рубежом. Особое внимание уделяется истории становления и современному состоянию психологической работы в Вооруженных силах, содержанию и специфике профессиональной деятельности психологов воинских частей и подразделений в мирное время и в боевой обстановке, особенностям профессионального становления и взаимодействия психолога с различными должностными лицами. Дается представление о требованиях, предъявляемых к личности военного психолога, а также особенностях его профессиональной подготовки в вузе и перспективах дальнейшего профессионального совершенствования.
Для студентов высших учебных заведений, специализирующихся по специальности "психология".

Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. 1996. 352 с.
В книге представлен конкретный опыт организации психологической службы в школе. Наложены задачи школьного психолога, описаны авторские модели, даны рекомендации по работе с учащимися, учителями, родителями, приводятся адаптированные методики.

Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. 1998.
В книге кандидата психологических наук, доцента М.Р. Битяновой излагается целостная авторская модель организации психологической службы в школе. Издание знакомит читателя со схемой планирования работы школьного психолога в течение учебного года, дает авторские варианты содержательного наполнения основных направлений его работы: диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной и др. Особое внимание уделено вопросам взаимодействия психолога с педагогами, детским сообществом, школьной администрацией. Книга будет интересна школьным психологам, педагогам, руководителям образовательных организаций и методистам.

Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. 2004. 320 с.
В пособии рассмотрены психологические основы труда учителя, представлены авторская концепция и технология профессионального развития педагога, теоретически обоснованы и раскрыты психологические факторы, условия, механизмы и движущие силы творческой самореализации учителя в профессии. Особое внимание в пособии уделяется теории и методике проведения психологических тренингов личностного и профессионального развития учителей (будущих учителей).
Для студентов, аспирантов, преподавателей высших педагогических, психологических, социально-педагогических учебных заведений, слушателей ИПК и ИУУ, научных работников, практических школьных психологов.

Биязева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. Издательство: Псков: ПГПИ им.С.М.Ки- рова. 2004. 216 с.
В учебном пособии раскрывается проблема профессиональной рефлексии учителя как способности занять исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и самому себе как ее субъекту. Рассматривается психологическое содержание феномена рефлексии, ее механизм, роль и место в сознании и деятельности учителя.
Особое внимание уделяется проблеме развития рефлексивных способностей учителя: приводится обзор разнообразных методов и приемов развития педагогической рефлексии, предлагаются материалы тренинга рефлексии, разработанного автором.
Пособие содержит задания для самоконтроля и рефлексивный практикум, упражнения которого нацелены на развитие рефлексивных свойств мышления.
Книга может быть полезна как учителям (тем, кто еще учится или уже имеет опыт практической работы), так и всем тем, кого интересует проблема развития способности к рефлексивному самоанализу.

Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. Издательство: Питер. 2004 с.
Учебное пособие представляет собой первое целевое издание для переподготовки педагогических кадров. Оно построено на компетентном подходе, предполагающим активное использование професионального и личностного опыта читателя. Логика изложения соответствует ступеням профессионального роста учителя, выявленным автором пособия. В нем представлены многие известные концепции отечественной и мировой педагогической мысли. Пособие будет полезно педагогам-практикам, руководителям общеобразовательных учреждений, студентам педагогических вузов всех уровней подготовки.

Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность. Издательство: МарТ. 2005. 256 С.
В пособии, адресованном будущим педагогам изложены основы педагогической деятельности и общения, освещены критерии уровня педагогической культуры, сформированы основные принципы педагогической деятельности.

Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность. Практикум. Издательство: Академия. 2004. 256 с.
В пособии представлена система индивидуализированных заданий для всех форм допрофессиональной подготовки будущих учителей. Выполнение заданий позволит студентам с помощью преподавателя выбирать темпы, направление и формы продвижения в изучении дисциплины "Введение в профессиональную деятельность".
Содержание и методический аппарат практикума помогут студентам включиться в продуктивную самостоятельную работу, цель которой - развитие мотивов и умений учения, формирование профессиональной направленности мышления, профессиональных ценностных ориентации и этических позиций, а также стимулирование потребности в профессиональном самообразовании и самовоспитании.
Может быть полезно преподавателям педагогических вузов.


Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. Издательство: Смысл. 2003, 4-е издание, переработанное.   Один из самых увлекательных, качественных и интересных учебников по истории психологии:-), изложение происходит в живейшей проблематизирующей диалогической форме с мыслителями и психологами разных эпох и культур.
   В книге рассматриваются стержневые проблемы психологической науки в их историческом развитии: проблемы предмета и методологии психологических исследований, проблемы сознания, бессознательного, поведения, деятельности, роли психологии в условиях современного общественного развития и др. Необычность представления материала - в форме диалогов - призвана показать различные точки зрения на решение одной и той же проблемы. Четвертое издание книги представляет собой переработанный вариант третьего издания, вышедшего в 1997 г.
   Для студентов психологических факультетов и институтов, студентов и аспирантов, изучающих психологию в учебных заведениях иного профиля, а также для самостоятельного изучения основ психологической науки.


Доброскок А. Психологічні особливості професійного становлення майбутнього менеджера \ НАУКОВИЙ ВІСНИК МИКОЛАЇВСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ ІМЕНІ В. О. СУХОМЛИНСЬКОГО : ЗБІРНИК НАУКОВИХ ПРАЦЬ. СЕРІЯ «ПСИХОЛОГІЧНІ НАУКИ»  / за ред. С. Д. Максименка, Н. О. Євдокимової. – Т. 2. – Вип. 7. – Миколаїв : МНУ імені В. О. Сухомлинського, 2011. – 320 с. С. 113-117.

Донченко І. А. Особливості тренінгу професійної Я-концепції майбутніх психологів \ НАУКОВИЙ ВІСНИК МИКОЛАЇВСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ ІМЕНІ В. О. СУХОМЛИНСЬКОГО : ЗБІРНИК НАУКОВИХ ПРАЦЬ. СЕРІЯ «ПСИХОЛОГІЧНІ НАУКИ»  / за ред. С. Д. Максименка, Н. О. Євдокимової. – Т. 2. – Вип. 7. – Миколаїв : МНУ імені В. О. Сухомлинського, 2011. – 320 с. С. 117-121.

Євдокимова Н. О., Швалб Ю. М. Навчальний тренінг як технологія підготовки фахівця у вищому навчальному закладі \ НАУКОВИЙ ВІСНИК МИКОЛАЇВСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ ІМЕНІ В. О. СУХОМЛИНСЬКОГО : ЗБІРНИК НАУКОВИХ ПРАЦЬ. СЕРІЯ «ПСИХОЛОГІЧНІ НАУКИ»  / за ред. С. Д. Максименка, Н. О. Євдокимової. – Т. 2. – Вип. 7. – Миколаїв : МНУ імені В. О. Сухомлинського, 2011. – 320 с. С.121-128.


Кахно I. В. Психологічні особливості комунікативних умінь у майбутніх лікарів-терапевтів \ НАУКОВИЙ ВІСНИК МИКОЛАЇВСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ ІМЕНІ В. О. СУХОМЛИНСЬКОГО : ЗБІРНИК НАУКОВИХ ПРАЦЬ. СЕРІЯ «ПСИХОЛОГІЧНІ НАУКИ»  / за ред. С. Д. Максименка, Н. О. Євдокимової. – Т. 2. – Вип. 7. – Миколаїв : МНУ імені В. О. Сухомлинського, 2011. – 320 с. С.161-167.

Минаева В.М. Психолого-педагогический практикум. Издательство: Академический проект. Год: 2004. Страниц: 128
Учебное пособие подготовлено в рамках курса «Психолого-педагогический практикум». В нем представлены диагностические методики, упражнения, игры и задания. Весь материал структурирован с учетом наиболее актуальных проблем в работе педагога-психолога с детьми, родителями и педагогами. Пособие предназначено студентам, преподавателям и практическим работникам, специализирующимся в области педагогики и психологии.


Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога организации.  Издательство: Бахрах-М. Год: 2001. Страниц: 224
В книге рассмотрены научно-методические вопросы организации работы психологической службы на предприятиях (в организациях) различных форм собственности. Монография может быть также использована в качестве учебного пособия по курсам: организационное консультирование; социально-психологические технологии в управлении; информационные технологии в кадровой работе.
Данная работа предназначена для практических психологов, студентов психологических факультетов, работников кадровых служб, руководителей предприятий и организаций.

Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. Издательство: МПСИ. Год: 2002. Страниц: 400
В предлагаемой книге рассмотрен широкий круг вопросов, связанных с развитием и формированием конкурентоспособной личности. Книга рассчитана на практических психологов, профконсультантов, педагогов школ и вузов, слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации работников образования, 
социальных педагогов, научных работников, всех, интересующихся вопросами развития личности, ее конкурентоспособности, творческой реализации в профессии.

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М.  Практикум по креативной терапии. Издательство: СПб.: Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера». Год: 2001
Описание: В данной книге описаны современные методы и техники терапии творчеством (или креативной терапии). Авторы раскрывают секреты использования сказкотерапии, арт-терапии, песочной терапии, телесно-ориентированной терапии, игротерапии и других креативных методов. Книга поможет в практике психологического консультирования, психокоррекции, психотерапии.
Практикум адресован психотерапевтам, практическим психологам, педагогам, дефектологам, родителям, а также всем, кто заинтересован в развитии творческих возможностей детей, подростков и взрослых.

Практикум по возрастной психологии. Под редакцией Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. Издательство: Речь. Год издания: 2002. Страниц: 694.
Практикум представляет собой уникальный сборник психодиагностических методик и построен таким образом, чтобы читатель получил представления об основных сферах личности и методах ее изучения. Тесты и методики сопровождаются подробным описанием и дополнены "ключами", что позволяет использовать настоящий сборник как практическое руководство. 
Практикум предназначен для психологов, педагогов, а также всех, кто интересуется проблемами диагностики в психологии.


Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. Издательство: Издательский дом "БАХРАХ-М" г. Самара
Год: 2000
Формат: PDF
Размер: 35.46 Mb
ISBN: 5-89570-013-6
Учебное пособие содержит описание десяти наиболее распространенных в исследовательской практике методов психологической науки. Предлагаемые упражнения и лабораторные работы позволят более глубоко освоить основы исследовательской деятельности. Соответствует образовательному стандарту по курсу "психологический практикум".
Книга адресована не только студентам и преподавателям психологических факультетов, но и практическим психологам, а также специалистам, использующим данные методы в своей работе, - педагогам, социологам, социальным работникам.

Руководство практического психолога
Автор: Под ред. И.В.Дубровиной
Издательство: Академия
ISBN: 5-7695-0192-8
Год: 1998
Страниц: 128
Язык: Русский
Формат: djvu
Размер: 6.3 Мб
Сборник посвящен активным методам работы психолога с детьми разных возрастов. В нем представлены общие принципы и подходы к работе психолога со школьниками, конкретные программы психологической работы с детьми разных возрастных групп (0-12; 12-15; 15-17 лет). В сборник вошли оригинальные разработки сбора психологической информации: разные виды психологической беседы и социально-психологический опросник.