Литература по инклюзивному обучению.

Международный специализированный сайт   http://infodisability.org/ 
предлагает Вашему вниманию следующие источники информации по этой теме:

Практическое применение пиктограмм. - Минск: БелАПДИиМИ, 2004. - 19с. 

Пиктограмма – это устойчивое обозначение какого-либо предмета, события, действия, явления с помощью условных знаков. В данном случае используются черно-белые изображения, заменяющие слова. К данной брошюре прилагается комплект пиктограмм (294 шт.). Новые карточки можно создавать, видоизменяя данные в том направлении, которое требуется именно в вашей работе. Можно придумывать совершенно новые пиктограммы, лишь бы они были понятны пользователям и соответствовали общей идее и стилю данных пиктограмм. Можно найти: В библиотеке БРА-центра «Открытые двери»: г. Минск, ул. Есенина, 141. На Украине - в библиотеке БО „Джерела”, 04209, Киев, ул. Богатирская, 16А, д\у №607, т\ф. (044)411-03-32, 411-82-13, raisa.djerela@gmail.com.

Методические материалы в рамках семинара "Альтернативная коммуникация. – Минск: ОО "БелАПДИиМИ", ЮНИСЕФ, 2008. 
Это брошюра, содержащая пиктограммы и методические рекомендациями по их применению. Можно найти в библиотеке ОО «БелАПДИиМИ», www.belapdi.org, 220051, г.Минск, ул. Есенина, 141. Тел. +375 17 273-15-56; +375 17 255-63-88, bra-zentr@belapdi.org, info@belapdi.org

Горудко Т.В. Руководство к применению персонифицированного словаря картинных символов коммуникации: Учебно-методическое пособие. – Минск: БГПУ, 2009. – 42 с.
В учебно-методическом пособии представлены методические рекомендации по использованию картинных символов коммуникации (PCS), а также набор из 254 символов, применение которого позволит решать задачи преемственности в работе разных специалистов (учителя-дефектолога, педагога-психолога, социального педагога, воспитателя) и родителей детей с ограничениями в коммуникативной деятельности. Адресуется учителям-дефектологам, педагогам-психологам, социальным работникам, родителям, студентам педагогическим вузов.

Лёб система: Система символов как вступление в коммуникацию с неумеющими говорить или только изучающим язык детьми/ Перевод с немецкого: Клочко К., Шипицына Г. – Минск: ОО "БелАПДИ", 1996. – 32 с.
Система охватывает 60 символов (пиктограмм) и с напечатанными под рисунками значениями слов. Может быть использована для работы с детьми, имеющими в своем развитии умственные и физические отклонения, а также с детьми дошкольного возраста. Система состоит из символов, разделенных на 10 групп: общие знаки взаимопонимания; слова, обозначающие качество; сообщение о состоянии здоровья; посуда, продукты питания; предметы домашнего обихода; личная гигиена; игры и занятия; религия; чувства; работа и отдых. Система применяется в соответствии с возможностями ребенка. Работать с предлагаемой системой можно в школах, интернатах, больницах. а также дома и в семье.
Можно найти: Библиотека ОО «БелАПДИиМИ», www.belapdi.org, Республика Беларусь, 220051, г. Минск, ул. Есенина, 141, Тел/факс: +375 17 273-15-56, +375 17 255-63-88, bra-zentr@belapdi.org, info@belapdi.org.
В специализированных библиотеках в Украине: 
1. БО „Джерела”, 04209, Киев, ул. Богатирская, 16А, д\у №607, т\ф. (044)411-03-32, 411-82-13, raisa.djerela@gmail.com
2. Институт им.Я.Корчака, 65074, Одесса, ул. Гайдара, 3А, 8-0482-66-70-90 
3. Институт раннего вмешательства, 61153, Харьков, ул.50-лет ВЛКСМ,52-А, (0572) 62-20-96, kukuruza62@mail.ru 
4. УРЦ „Джерело”, 79049, Львов, пр-т Червонои Калыны, 86а. Тел/факс (032) 223-04-37, 227-36-02, rhcentre@mail.lviv.ua
5. ОО „Любысток”, 40006, Сумы, ул.Расковой, 130, НВК – д\з№34, (0542) 24-59-33, ludmilashramko@yahoo.com
6. ВОО «Коалиция», 01023, Киев, ул. Шота Руставели, 39-41, оф.801, (044) 496-52-92, vgo.coalition@gmail.com

Коррекционно-педагогическая работа в домах-интернатах для детей с умственным и физическим недоразвитием: Пособие для педагогов. / Под ред. Лисовской Т.В.)– Минск: Изд-во «Четыре четверти», 2008. – 435 с.
Данное пособие содержит методические рекомендации по обучению и воспитанию детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, воспитывающимися в условиях дома-интерната, в том числе методические рекомендации по реализации программы «Поддерживающее общение» (Т.В. Лисовская). Рекомендации разработаны сотрудниками Научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь в рамках совместного образовательного проекта со Швейцарским управлением по сотрудничеству и развитию в Республике Беларусь. Практическая направленность содержания представленных методических рекомендаций окажет существенную помощь педагогам в процессе воспитания и обучения детей указанной категории.
Доступность: В библиотеках 9 домов-интернатов Республики Беларусь для детей с умственным и физическим недоразвитием.

Воспитание и обучение детей в условиях домов-интернатов: Пособие для педагогов. – Минск: Национальный институт образования, 2007. – 216 с. 
Сборник содержит семь программ для обучения детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, воспитывающихся в условиях дома-интерната (в том числе программу «Поддерживающее общение» (Т.В. Лисовская). Программы разработаны сотрудниками Научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь в рамках совместного образовательного проекта со Швейцарским управлением по развитию и сотрудничеству в республике Беларусь. Инновационное содержание представленных программ охватывает различные направления работы с детьми указанной категории. Пособие предназначено для педагогов, работающих с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях дома-интерната.
Доступность: В библиотеке Национального института образования: 220007, г. Минск, ул. Короля,16. В библиотеках 9 домов-интернатов Республики Беларусь для детей с умственным и физическим недоразвитием.

Былино М.В., Клезович О.В., Ковалец И.В., Кун Т.П. Учебные программы центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Учебное издание. – Минск, 2008– 198 с.
Сборник содержит шесть программ для учащихся 5 – 9 классов центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Учебные программы разработаны сотрудниками Научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь. Инновационное содержание представленных программ охватывает различные направления работы с детьми с тяжелыми и (или) множественными нарушениями психофизического развития. Данные учебные программы являются нормативным документам и рекомендованы Министерства образования Республики Беларусь для обучения учащихся в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
В библиотеке Национального института образования: 220007, г. Минск, ул. Короля,16. В библиотеках ЦКРОиР Республики Беларусь.

Клочкова Е.В. Научись быть мамой: Книги для родителей маленьких детей//. Вестник учебной и детской литературы - Москва 2006, № 3. Стр. 24-28.
В последнее время на прилавках книжных магазинов появляется все больше литературы о работе с "особым" ребенком. Часть этих изданий продолжают традиции "классической" дефектологии и коррекционной педагогики, другие представляют новые подходы к организации помощи таким детям. Сориентироваться в этом многообразии все труднее даже специалистам. В статье представлен обзор книг для родителей маленьких детей (5 изданий). Электронную версию можно посмотреть на: http://www.osoboedetstvo.ru/biblioteka/text/klochk01.pdf
 
Предлагаю собирать сюда ЛЮБУЮ информацию (практическую, теоретическую, нормативно-правовую), которая пригодится в работе с такими детишками.
Добавлено (18.06.2011, 19:20)
Литература по теме: 
1. Баряева Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. 
2. Баряева Л. Б., Бгажнокова И. М., Бойков Д.И. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы (под ред. Бгажноковой И.М.) 
3. Борщанская, А. К. "К созданию специальной коррекционно-развивающей среды в школе VIII вида”. Дефектология №2, 2002г. 
4. Власова Т. А., Певзнер М. С. "О детях с отклонениями в развитии”, М., Просвещение, 1973г. 
5. Дементьева Е.Г. Модель работы с семьей умственно-отсталого дошкольника. "Практическая психология и логопедия”, № 3, 2006г. 
6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь "особому" ребенку. Книга для педагогов и родителей. 2-е издание. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. - 96 с. 
7. "Коррекционно-развивающая система развития и обучения детей-инвалидов в условиях специальных учреждений” (методическое пособие для учителя). М., Аналитический научно-методический центр "Развитие и коррекция”, 2001г. 
8. Маплер А. Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. М., 1990. 
9. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. Книга для родителей. М., 1996. 
10. Маллер А. Р. Программа спецкурса «Воспитание, обучение и интеграция в общество детей с глубокими нарушениями интеллекта». М., 1998. 
11. Маплер А. Р., Цикото Г. В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. М., 1988. 
12. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира. Хрестоматия / Сост. Л. М. Шипицына. СПб., 1997. 
13. Планы поддержки для умственно отсталых детей. Инструкция указаний и советов. Минск, 1997. 
14. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей / Сост. НИИ дефектологии АПН СССР. М., 1983. 
15. Специальное образование в развитии / Под науч. ред. К.ван Рейс-вейка, Н. Формана и Л. М. Шипицыной. СПб., 1996. 
16. Сборник научных трудов Лурье Н. Б. "Воспитание глубоко умственно отсталого ребенка в семье.”, М., 1972г. 
17. Человек и общество. Программы по социальной адаптации детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб., 1996 
18. Человек и природа. Программы по обучению здоровому образу жизни детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб., 1996. 
19. Человек и труд. Программы по трудовому обучению детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб., 1996. 
20. Шипицына Л. М., Иванов Е. С, Данилова Л. А., Смирнова И. А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. СПб., 1995. 
21. Шипицына Л. М., Иванов Е. С, Асикритов В. К Социально-трудовая реабилитация и адаптация детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб., 1996. 
22. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения. Изд. 2-е доп. и перераб. СПб., 1998.
23. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии. (у нее немало работ по этой теме.) 
23. Бгажнокова И. М., Комарова С. В., Ульянцева М. Б. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. 
24. Басилова Т.А., Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением(Дефектология, № 3) 
25. Специальная педагогика, под ред. Н. М. Назаровой (стр. 332 - 343)
http://defectus.ru/forum/3-46-1


Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
В сборник вошли материалы участников Международной научно­-практической конференции, проводимой Институтом интегративного (инклюзивного) образования Московского городского психолого­-педа­гогического университета 20—22 июня 2011 г. в Москве. В них отражено современное состояние обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровьяна всех ступенях получения образования, обо­значены проблемы и риски развития инклюзивной практики, представ­лены технологии организации инклюзивного образования в регио­нах РФ.
Сборник адресован специалистам (педагогам, психологам, админист­рации) учреждений, реализующих инклюзивную практику; научным со­трудникам; родителям детей с ОВЗ; студентам педагогических и психоло­гических факультетов; всем заинтересованным лицам.
http://psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/index.shtml

Петрунько О.В. Психологізація педагогічної освіти: проблеми і перспективи
http://www.psyh.kiev.ua/

Сирник М. Організація системи роботи з дітьми з особливими освітніми потребами у Польщі.
http://www.psyh.kiev.ua/

Грицюк Н.О. Психологічна компетентність вихователів, які працюють з проблемними дітьми
http://www.psyh.kiev.ua/

Кравцова М.М. Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой. Издательство: Генезис. Год выпуска: 2005.
Почти в любом классе, в любой детской или подростковой группе встречаются ребята, которых не принимают сверстники. Книга посвящена анализу этой проблемы.
Автор характеризует детей группы риска - тех, кто может в первую очередь попасть в число отверженных, и тех, кто может стать зачинщиками гонений. В книге изложены рекомендации психологу, учителям и родителям, приведены меры профилактики и конкретные программы работы с отвергаемыми детьми, а также с классом, где есть дети-изгои.
Книга адресована психологам и педагогам.
http://eknigi.org/psihologija/124005-deti-izgoi-psixologicheskaya-rabota-s-problemoj.html

Шваб Е.Д., Пудикова Н.П. (сост.). Психологическая поддержка учащихся: развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения. Год: 2009.
Пособие предлагает программы психокоррекционной помощи для детей разного возраста, реализуемые школьными психологами вместе с администрацией, педагогами, воспитателями, родителями.
Все разнообразие развивающих занятий, тренингов, игр, упражнений направлено на повышение самооценки школьников и приобретение ими жизненно важных навыков.
http://eknigi.org/psihologija/114324-psixologicheskaya-podderzhka-uchashhixsya.html

Соколова Е.В. Отклоняющееся развитие: причины, факторы и условия преодоления. Монография. – Новосибирск: Изд. «Наука», 2003. – 284 с.

Соколова Е. В., Гуляева К.Ю. Предупреждение и коррекция поведенческих расстройств у детей: Учебно-методическое  пособие. Новосибирск: Изд. НГИ, 2003. – 211 с.

http://spsi.narod.ru/doc.htm


Семінар-тренінг "Інклюзія та інтеграція"   http://prodzhy.at.ua/news/inkljuzija_ta_integracija/2012-05-29-13