Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»
Библиотека
Библиографический информационный центр
Инклюзивное образование
Рекомендательный список литературы
Новосибирск 2011
Инклюзивное (включенное) образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. В его основу положена идеология, которая исключает любую дискриминацию учеников, но в то же время создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Эта теория признает, что все дети могут полноценно учиться, а их отличительные особенности достойны уважения.
К сожалению, в России понятия "инклюзия" и "инклюзивное образование" пока еще не знакомы общественности, однако в настоящее время о них начинают говорить во многих российских городах.
Следует отметить, что в развитых странах эти термины не только известны, но и закреплены законодательно, а само инклюзивное образование поддерживается многими международными организациями (например, ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ). Как показывает опыт других государств, дети, которые учатся в обычных школах, получают более качественное образование. Они более общительны, открыты, лучше приспособлены к жизни в обществе, нежели те, которые учатся дома или в специальных школах.
Инклюзивное образование предполагает, что дети с особыми потребностями посещают находящийся рядом с домом детский сад и общеобразовательную школу. Инклюзию можно определить как "принятие каждого ребенка и гибкость в подходах к обучению". Методология обучения в образовательных учреждениях должна учитывать то, что дети обладают разными способностями (таким образом, улучшается качество обучения всех детей, а не только учеников с особыми потребностями). Ребята с ограниченными возможностями участвуют во всех школьных мероприятиях (спортивные соревнования, представления, конкурсы, экскурсии). Индивидуальное детское обучение поддерживается совместной работой учителей, родителей и всеми теми, кто может оказать такую поддержку.
Данный рекомендательный список предназначен для педагогов, психологов, студентов педагогических вузов, родителей, социальных работников и всех, интересующихся данной темой.
Книги
1
74
А 867
Артюшенко, Наталья Петровна. Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Артюшенко, Наталья Петровна ; Н. П. Артюшенко ; науч. рук. С. И. Поздеева ; Томский гос. пед. ун-т [и др.]. - Томск : [б. и.], 2010. - 23 с. : табл. - Общая педагогика, история педагогики и образования. - Библиогр.: с. 22-23.
2
74
П 781
   Проблемы и перспективы инклюзивного образования : заочная Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов, преподавателей, 24 - 25 ноября 2010 г. / редкол. В. А. Беловолов, С. П. Беловолова [и др.] ; Новосиб. гос. пед. ун-т, каф. педагогики и психологии фак. начальных классов. - Новосибирск : НГПУ, 2010. - 156 с.
3
   Психологическая наука и образование = Psychological science and education : [специализированный научно-практический журнал]. № 1 : Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании / Моск. гор. психолого-пед. ун-т, Психол. ин-т РАО. - Москва : МГППУ, 2011. - Выходит 4 раза в год. - ISSN 1814-2052.
4
   Психологическая наука и образование = Psychological science and education : [специализированный научно-практический журнал]. № 2 : Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании / Моск. гор. психолого-пед. ун-т, Психол. ин-т РАО. - Москва : МГППУ, 2011. - Выходит 4 раза в год. - ISSN 1814-2052.
5
60
С 693
   Социокультурные проблемы современного человека : Материалы IV Международной научно-практической конференции 19 - 24 апреля 2010 г. / под ред. О. А. Шамшиковой, Н. Я. Большуновой ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : НГПУ, 2010-2011. - ISBN 978-5-85921-811-0. Ч. 2 : . - 2011. - 556 с. : табл. - Библиогр. в конце ст. - ISBN 978-5-85921-823-3 (Ч. II).
Статьи
1
Алехина, С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании[Текст] / С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова ; С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. - 2011. - N 1. - С. 83-92. - Библиогр.: с. 91 (8 назв. ).
2
Антипова, Ж. В. Формирование связной речи младших школьников с ЗПР в условиях инклюзивного обучения / Ж. В. Антипова, Е. В. Крылова ; Антипова Ж. В., Крылова Е. В. // Школьный логопед. - 2009. - N 1. - С. 31-33.
3
Антипова, Ж. В. Формирование связной речи младших школьников с ЗПР в условиях инклюзивного обучения / Ж. В. Антипова ; Антипова Ж. В. // Школьный логопед. - 2009. - N 3. - С. 45-46.
4
Артюшенко, Н. П. Выявление, отбор, устройство в образовательное учреждение и курирование образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья / Н. П. Артюшенко ; Артюшенко Н. П. // Школьный логопед. - 2007. - N 6. - С. 64-67.
5
Артюшенко, Н. П. Организация процесса включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения[Текст] / Н. П. Артюшенко ; Артюшенко Н. П. // Школьный логопед. - 2011. - N 1. - С. 5-24. - табл.
6
Артюшенко, Н. П. Организация процесса включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения[Текст] / Н. П. Артюшенко ; Артюшенко Н. П. // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2011. - N 1. - С. 57-76. - табл.
7
Артюшенко, Н. П. (доцент ; Томский государственный педагогический университет). Роль психолого-медико-педагогической комиссии в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования = The Role of Psychological-Medical-Pedagogical Commission in Rehabilitation of the Disabled Children with the Resources of Inclusive Education / Н. П. Артюшенко ; Н. П. Артюшенко // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - N 7 (85). - С. 66-70. - Библиогр.: с. 69 (3 назв. ).
8
Асанова, М. Б. Международная конференция "Проблемы внедрения инклюзивного образования и способы их решения" в Самарканде / М. Б. Асанова, Н. В. Бабкина ; М. Б. Асанова, Н. В. Бабкина // Дефектология. - 2006. - N 2. - С. 87-89.
9
Астоянц, М. С. (профессор кафедры социологии и политологии, доктор социологических наук Педагогического института Южного федерального университета). Социальная инклюзия детей-сирот: проблемы и перспективы российской социальной политики / М. С. Астоянц ; М. С. Астоянц // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2009. - N 11. - С. 23-31. - Библиогр.: с. 31.
10
Астоянц, М. С. (Педагогический институт Южного федерального университета). Социальная инклюзия студентов-сирот   в  учреждении высшего профессионального образования[Текст] / Маргарита Сергеевна, Ольга Андреевна ; М. С. Астоянц, О. А. Троицкая // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2010. - N 11. - С. 100-112. - Библиогр.: с. 112.
11
Аюпова, Е. Е. (кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории специального  образования  ПКИПКРО). Лекотека как форма инклюзивного  образования  детей с тяжелыми нарушениями речи / Е. Е. Аюпова, И.  В . Хохлова ; Е. Е. Аюпова, И.  В . Хохлова // Логопед. - 2010. - N 4. - С. 49-55. - Библиогр.: с. 55 (3 назв. ).
12
Байрамов,  В . (доктор социологических наук ; ректор ; Московский государственный социально-гуманитарный институт).  В  высшую школу без барьеров[Текст] / Вагиф ;  В . Байрамов ; беседовала М. Ольховская // Высшая школа XXI века: альманах. - 2010. - N 13. - С. 44-45. - фот.
13
Бгажнокова, И. М. (канд. псих. наук ; проф. ; зав. каф. специальной психологии и коррекционной педагогики Московкого института открытого  образования ). Общее и специальное  образование : пути к взаимодействию и интеграции / Ирина Магомедовна ; И. М. Бгажнокова // Вопросы  образования . - 2006. - N 2. - С. 30-38. - Библиогр.: с. 38 (7 назв. ).
14
Белоброва, М. М. (учитель-логопед). Специфика работы учителя-логопеда общеобразовательной школы  в  условиях инклюзивного  образования [Текст] / Мария Михайловна ; М. М. Белоброва // Логопед. - 2011. - N 4. - С. 76-80. - Библиогр.: с. 80 (5 назв. ).
15
 Блинов ,  Л .  В .  Развитие   идей   интегрированного   образования :  от   истории   к   современности [Текст] /  Л .  В .  Блинов , И. А. Макарова ;  Л .  В .  Блинов , И. А. Макарова // Педагогическое  образование  и наука. - 2011. - N 5. - С. 51-59. - Библиогр.: с. 58-59 (9 назв. ).
16
   Как вы относитесь к совместному обучению детей с различными стартовыми возможностями?[Текст] / Нина Ивановна [и др.] ; Нина Ивановна Бурмистрова [и др. ] ; [опрос вела Н. Б. Бурлова]
// Справочник руководителя дошкольного учреждения. - 2011. - N 10. - С. 56-60.
17
Бутенко, В. Н. Межличностные отношения детей в инклюзивных группах детского сада[Текст] / В. Н. Бутенко ; В. Н. Бутенко // Психология обучения. - 2010. - N 10. - С. 46-56. - Библиогр.: с. 55 (7 назв. ).
18
   В рамках нацпроекта "Образование" в каждом регионе будут созданы условия для обучения детей-инвалидов на дому : по материалам пресс-службы Минобрнауки России // Вестник образования. - 2009. - N 15. - С. 4-6.
19
Вакуленко, Л. С. (кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии и логопедии МГПУ). Дошкольная логопедическая служба в свете инклюзивного обучения[Текст] : (на примере городов Северо-Запада России) / Любовь Сергеевна ; Л. С. Вакуленко // Логопед. - 2011. - N 4. - С. 11-18. - Прил. - Библиогр.: с. 18 (7 назв. ). - табл.
20
Вартопетова, Г. М. (кандидат педагогических наук ; НИПКиПРО, г. Новосибирск). Создание условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья[Текст] / Галина Михайловна, Елена Эмировна ; Г. М. Вартопетова, Е. Э. Петрова // Сибирский учитель. - 2011. - N 4. - С. 87-89. - Библиогр.: с. 89 (4 назв. ).
21
    Развитие  эмоционально-волевой сферы дошкольников в условиях инклюзивного образования[Текст] / Т. В. Васильева [и др.] ; Т. В. Васильева [и др. ] // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2011. - N 6. - С. 110-113.

22
Винзер, М. От интеграции к инклюзии: история специального образования в ХХ веке[Текст] / М. Винзер ; М. Винзер // Дефектология. - 2010. - N 6. - С. 9-20.
23
Вульфова, Е. А.   Возможности здоровья - ограничены, профессиональное образование - возможно / Е. А. Вульфова, Е. С. Дрожжина ; Е. А. Вульфова, Е. С. Дрожжина // Профессиональное образование. - 2009. - N 10. - С. 14-15. - Библиогр.: с. 15 (3 назв. ).
24
Габазова, В. Ш. Проблема формирования инклюзивной культуры и социально-правовых компетенций у учащихся профессиональных училищ / В. Ш. Габазова ; В. Ш. Габазова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2010. - N 9. - С. 196-206. - Библиогр.: с. 205-206.
25
Галахова, А. В. (Сарат. гос. ун-т). Механизмы преодоления социального исключения в контексте инвалидности и образования / А. В. Галахова ; А. В. Галахова // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2008. - N 35. - С. 253-259. - Библиогр.: с. 258 (6 назв. ).