Левое и правое... или кинезиология в помощь педагогам, родителям, детям.
Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг!
И.Соньер
Применение методов кинезиологической технологии в школе с целью повышения эффективности обучения учащихся.

Кинезиология- это наука о движении. Специализированная образовательная кинезиология изучает приёмы и методы по налаживанию связей между полушариями головного мозга и отдельными зонами и участками; оживлению функций мозга и созданию условий для его созревания; улучшению энергетического обмена мозга, повышению тонуса организма; интеграции между мозгом, телом и сенсорными органами; созданию эмоционального баланса.
Целью специализированной образовательной кинезиологии является повышение работоспособности, улучшение вербальной памяти, концентрации, объёма и переключаемости внимания, создание положительных установок на учёбу, повышение жизненных сил организма как психофизиологических предпосылок повышения эффективности обучения. Задачи специальной образовательной кинезиологии:
- обучение приёмам и методам работы;
- создание модели сознательного изменения невральных реакций на стресс, переутомление, перенапряжение;
- создание нейропсихофизиологических условий организма для успешного обучения.
Для мозга ребёнка движение отзывается образованием каскада нейронных связей между полушариями, между верхними и нижними, передними и задними отделами. Каждое движение мгновенно отражается в первичных зонах коры головного мозга. По последним данным неврологов для успешного обучения важно не лечение, а именно обучение. Образовательная кинезиология и призвана оживить, оптимизировать процесс обучения в школе.

Обучение методам образовательной кинезиологии проводится по нескольким направлениям.

Применение методов кинезиологической технологии в школе с целью повышения эффективности обучения учащихся.

Обучение методам образовательной кинезиологии проводится по нес­кольким направлениям:

    Первое направление-обучение перекрестно-латеральным движениям с целью налаживания коммуникативных связей между полушариями и от­дельными областями головного мозга для создания новых нейронных связей и упрочения уже имеющихся. Упражнения:

а). Ножницы - перекрёстные движения руками перед собой, меняя правую

и левую руки;

б). Поза Наполеона - обхватываем себя руками, меняя то правую, то левую

руки в верхнем и нижнем положении;

в). Нос - уши- правая рука касается носа, левая- правого уха, потом поменять

руки.

г). Классическая ходьба- маршировка (правая нога - левая рука). Этим упраж­нением нужно заканчивать любой вид ходьбы.

д). Иноходь-ходьба (правая нога - правая рука и наоборот), е). Перекрёстно-латеральные движения:

-правый локоть касается левой коленки и наоборот; правый локоть касается правой коленки и наоборот;

- правая ладонь касается левой коленки и наоборот, правая ладонь касается правой коленки и наоборот; Данные упражнения способствуют развитию концентрации внимания, сосредоточенности, эмоциональной устойчивости , перемещение энергии во все отделы мозга.

 

    Второе направление работы - упражнения, направленные на повышение

жизненного тонуса организма, оптимизацию процесса обучения, повышения уровня энергетики организма:

 

а). Пить больше воды для улучшения работы лимфатической системы, обогащения мозга кислородом, а организм энергией;

б). Энергетическое подключение № 1 .Представить в правой руке мячик, поставить руку вокруг пупка (большой палец над пупком), левой рукой массировать ямочки под ключицами, кончик языка прижать к нёбу. Находиться в таком положении 2 мин.

  в).  Энергетическое подключение №2. Продолжать правую руку держать вокруг пупка, кончик языка у нёба, а левой рукой массировать точки над и под верхней и нижней губами;

г). Выполнять перечисленные выше перекрёстно-латеральные движения.

 

Третье направление работы- упражнения для преодоления стрессовых невральных реакций:

 

а). Массаж позитивных точек. Потереть руки, приставить их ко лбу над бровями и слегка оттягивать кожу наверх. В это время думать о хорошем. Положительные образы поступают сразу в подсознание. Это упражнение рекомендовано выполнять, если захотите запомнить правило, необходимый материал и т.д.

б). Трассировка меридианов. Потереть руки, поставить их перед лбом, проводить руками медленно вдоль тела вниз до пупка (5 раз). Потом проводить от пупка вверх до лба (5 раз).

в). Поляризованное дыхание. Выполнять вдох правой ноздрёй ( левая зажата пальцем), а выдох левой ноздрёй (правая зажата пальцем). Потом поменять ноздри, т.е. вдох левой ноздрёй, а выдох правой.

     г). Полезно зевать. Минутки зевания детоксицируют и оживляют мозг.

    Третье направление связано с четвертым - поддержание эмоционального баланса, уравновешенности организма.

 

Упражнения:

а). Крюк Кука №1 .Сесть на стул, левую пятку положить на правое колено, правой рукой обхватить лодыжку , а левой рукой обхватить пятку, кончик языка поднять к нёбу; посидеть 2 мин.

б). Не убирая кончика языка от нёба, сесть прямо, расставить ноги, а руки соединить перед грудью. В таком положении посидеть 2 мин.

в). Крюк Кука №3. Стоя, левую голень завести за правую, руки сложить в замочек, развернуть и прижать к груди, кончик языка у нёба. Постоять в таком положении 2 мин.

г). Упражнения для шейно-плечевого пояса: - «Голова-рука»- голову наклонить вправо, левую руку завести за спину как можно дальше, потом поменять руки.

-                 «Сова» -правую руку положить на левое плечо, сделать вдох, на выдохе наклонить голову вправо, потом поменять руки;

-                 «Старославянская методика»- втянуть голову в плечи и расслабить­ся , опустив руки вниз. Выполнять несколько раз.

-                 Упражнение выполняется сидя за столом. Руки ладонями положить на стол, голо­ву наклонить на стол между руками, приподнять нос, как будто на нём мячик и поднимать голову наверх. Запрокинуть голову назад к спине, поставить прямо. Вдох и наклонить голову к груди - выдох.

 

Пятое направление - упражнения, направленные на улучшение вербальной памяти и внимания:

 

а). Растягивание ушных раковин;

б). Массаж кистей рук и лица;

в). «Фокус»- качаться вперёд-назад.

г). Латеральность- качаться из стороны в сторону.

Шестое направление - упражнения для глаз:

а). Ленивые восьмерки для глаз - вытянуть большой палец правой руки и описывать в воздухе горизонтальную («лежачую») восьмерку. Потом вытянуть большой палец левой руки и описывать лежачую восьмерку. Далее вытянуть оба больших пальца и описывать лежачую восьмерку. Во время этих упражнений глазами следить за пальцами, не поворачивая головы.

 б). Лальминг - «мини - отпуск для глаз»- потереть руки и тёплыми приложить к глазам. В это время думать о хорошем, представлять красивые образы.

 в). Массаж затылочных точек - сзади головы у основания черепа массировать выемки, тем самым активизируются зрительные области коры головного мозга.

Упражнения для глаз улучшают навыки письма и чтения, что подтверждено множественными исследованиями.

    Седьмое направление - упражнения для улучшения письма и чтения:

а). Ленивые восьмерки для письма - во время письменных работ, экзаменов рекомендуется периодически на листочке писать лежачие восьмерки правой рукой, левой и обеими руками;

б). Алфавитные восьмерки - написать ленивую восьмерку, а в ней рисовать буквы алфа­вита: в правой части буквы, смотрящие направо, в левой части буквы, смотрящие налево, а внизу симметричные буквы.

г). Клеверный лист- рисовать на листочке бумаги клеверный лист(две восьмерки - горизонтальную и вертикальную).Периодически их рисовать во время письменных работ.

Установлено многими исследованиями, что систематическое занятие кинезиологическими упражнениями способствуют функциональному развитию головного мозга, увеличению количества невральных связей и улучшению обучения в школе.


Если вы хотите побольше узнать об этой интересной науке, почитайте книги Сиротнюк А.Л., например,  Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001 и др. книги этого автора.