Главная » Статьи » Мои статьи

Роль матери в формировании ...

Наталия Цвилина

Роль матери в формировании личности ребенка
                 "Я мама, а мама никогда не бывает одинокой". К.Денев
                 Первый подарок матери – жизнь, второй любовь, третий – понимание.

Мать – это человек, занимающий одно из главных мест в жизни.
Роль матери в формировании личности ее ребенка огромна. Уже в процессе внутриутробного развития происходит закладывание основ психики, те эмоции, которые переживает в это время мать, плод чувствует, у него на подсознательном уровне начинает формироваться собственное отношение к окружающему пространству. Негативные эмоции и стрессы отрицательно отражаются на ребенке, они могут стать причиной послеродовых осложнений, таких как неврозы, тревожность и т.д.

Во время беременности складывается база для последующего развития новорожденного. После рождения к основным этапам развития добавляются такие стадии как познание мира с помощью личного опыта и подражания.

Никто не приходит в этот мир, не соприкасаясь с матерью. Поэтому феномен матери всегда был, есть и будет актуальным. Материнская любовь является по своей природе безусловной и поэтому очень важны взаимо отношения между младенцем и мамой.

Безусловная любовь матери дает ребенку:
·       чувство защищенности;
·       безопасность;
·       убежище, преображает опасный и незнакомый мир в нормальную сферу обитания;
·       говорит о его важности и желанности в жизни;
·       дает прочное ощущение надежности;
·       питает не только физической, но и душевной пищей;
·       дарит способность доверять людям, миру, себе;
·       вкладывает чувство принадлежности к роду, нации…
·       устанавливает границы личностного пространства, что позволяет ребенку брать ответственность на себя по мере взросления;
·       помогает устанавливать и завязывать связи с другими людьми;

Все это необходимо каждому ребенку для здорового развития.
Также, все перечисленное, является важными компоненты счастливой жизни, которые может дать только мать, ведущая себя предсказуемо, последовательно, спокойно. Такой матери присущи в огромном количестве – забота, ласка, внимательность, чуткость. Материнская любовь выводит малыша в мир, пронизанный человеческими связями.

Человек не может достичь ощущение своей нужности самостоятельным интеллектуальным  усилием. Разум  может  подсказывать вам, что вы любимы, но если не получить достаточно любви от матери, всю жизнь человек будет терзаем мыслями, что его не любят и в нем нет никакой ценности.

В начале жизни ребенок должен постоянно убеждаться в том, что он любим и желанен – только так он будет в состоянии вступить в длительные отношения, войти в любое сообщество.

Если мать не сумеет в должной мере обеспечить любовь и границы личности, или если она даст что-то одно, то взрослый человек будет тратить огромные внутренние ресурсы чтобы найти способ компенсировать этот недостаток – любви и границ личностного пространства. (Это может быть причиной многих пагубных пристрастий и зависимостей)

Генри Клауд и Джон Таунсед (известные психологи из Калифорнии) выделили шесть составляющих успешного материнства:
·       не отсутствовать, а поддерживать эмоциональную связь с ребенком;
·       быть удерживающей, а не хрупкой (не быть манипулируемой);
·       способствовать отделению ребенка, а не препятствовать ему;
·       принимать недостатки ребенка, а не требовать от него совершенства во всем;
·       способствовать взрослению, а не удерживать в детском состоянии;
·       помочь ребенку выйти в самостоятельную жизнь, а не вести себя, как «наседка».
Признаки хорошей матери:
·       Хорошая мать признает, что допускает ошибки в воспитании, и учитывает этот фактор в процессе своей жизни и легко исправляет их без вины и сожалений. Она знает, что у нее не может все получаться, но не теряется от собственных промахов, поскольку готова их исправить, учиться на своих ошибках и двигаться дальше.
·       Хорошая мать понимает, что является первым человеком, которого любит малыш, она – первый «объект любви» сына или дочери. Для эмоционального, физического, интеллектуального и социального развития человек должен быть не только любимым, но и любить. Любовь питает душу, окрашивает красками человеческие отношения, наполняет жизнь надеждой. Потребность любить – одна из фундаментальных потребностей человека, для удовлетворения которой требуется определенная личность. Если мать соответствует этой потребности, любовь обращается на нее. Если нет – человек оказывается в одиночестве, либо начинает испытывать ненависть. Поэтому хорошая мать работает над собой и обеспечивает достойный объект любви для сына или дочери.

Неправильные отношения с матерью порождают две группы проблем во взрослой жизни.

Первый род проблем связан с чувствами, которые мы испытываем к матери, к нанесенным ею обидами и неудовлетворенными ею нашими потребностями. Эта группа проблем определяет наше отношение к прошлому своей жизни (детство).

Второй род проблем – это схемы и динамика отношений с матерью, которым мы научились в детстве от нее же. Это задает поведенческие схемы, заложенные в прошлом, но воспроизводящиеся в настоящем.

Первая группа проблем проявляет себя в том, что подавленные, невысказанные чувства гнева, возмущения против матери переносятся в личную семейную жизнь и на их основе могут строится взаимоотношения между супругами. Излишний контроль со стороны матери, безоговорочное исполнение ее команд формируют чувство недоверия к близким людям – жене или мужу. Происходит перенос отношений, что ведет к серьезным семейным проблемам.

Мы склоны переносить на свои сегодняшними отношения с любимыми те чувства, которые на самом деле принадлежат нашему прошлому. Если отношения с матерью не сложились с ним надо разобраться сегодня во имя будущего.

Второй ряд проблем, связанных с матерью, которые дают нам схему поведения при завязывании и развитии различных видов взаимоотношений. 

Какие негативные схемы поведения могут быть заложены:
·       нежелания близости или трудности в близких отношениях;
·       привычка угождать всем;
·       подавление чувств, невозможность открыться для партнера;
·       агрессивность во взаимоотношениях без видимой на то причины;
·       избыточный контроль других, членов семьи;
·       недоверие людям…

Все это оплетает мозг человека, который создан как воспринимающее и воспроизводящее существо родительских схем. Ваш стиль воспитания и поведения с детьми сегодня закладывает схему того образа жизни, который они усвоят и будут воспроизводить в своей будущем, строить свою жизнь. Как вы, мама, ведете себя во время бракоразводного процесса или данного периода жизни, будет усвоено ребенком, как вести себя в любых жизненных кризисных ситуациях, которых, к сожалению, никому не избежать

Вот почему, мы обречены воспроизводить усвоенные ложные образцы отношений и поведения до тех пор, пока не осознаем их и не сумеем изменить.

Первая улыбка – маме, первое слово – «мама», первое спасибо – маме…

Роль матери в жизни маленького человечка огромна. Но эта роль сколь почетна, столь и ответственна. Начиная от момента рождения и на всю жизнь, мать связана со своим ребенком невидимой и прочной нитью. Весь мир маленького ребенка сосредоточен в одном человеке – маме. Для малыша мама не только «еда и защита». Это первый собеседник -всегда понимающий и внимательный; это первый друг - верный и нежный. Мама – первый образец эмоций и зеркало мира.

Состояние, настроение матери всегда отражается на ребенке. Не секрет, что истерики детей 2-5 лет – это показатель неправильного эмоционального воспитания ребенка и отражение внутренних противоречий его родителей, в большей степени – мамы.
Мама – первый источник физического контакта, такого важного для дальнейшего развития ребенка. И это доказано научно. Дети, которых мало или  совсем не берут на руки,  в течение всей жизни испытывают недостаток тепла и любви, у них формируется стойкое чувство неуверенности в себе. Такие люди легко попадают в зависимость от других людей, от их мнения и желания.

Мама первый и главный учитель в преодолении трудностей. Пусть даже пустяковых с точки зрения взрослых. Но это очень важный опыт для малыша.

Именно с мамой малыш выстраивает первые в своей жизни отношения как человек с человеком – это опыт межличностного общения. В этом процессе ребенок должен почувствовать, что его мнение уважают, его ценят как человека и личность. Это впоследствии позволяет выстраивать гармоничные отношения во взрослой жизни.

Хотя отношения между матерью и младенцем являются основополагающими для человеческих взаимоотношений, их содержание и особенности стали исследоваться относительно недавно.

Хотя отношения между матерью и младенцем являются основополагающими для человеческих взаимоотношений, их содержание и особенности стали исследоваться относительно недавно.

Наши взаимоотношения с матерью или человеком, который ее заменяет, хотите – верьте, хотите - нет, вторгаются во все сферы нашей жизни. С самого рождения мы учимся от матери близости, общению, устанавливать личные границы и дистанцию в отношениях. Мать показывает нам, как справляться с неудачами и тревогами, несбывшимися ожиданиями, утратами и горем. Мать – это человек, который определяет качество эмоциональной составляющей личности или, другими словами, той части нашей души, которая отвечает за успех в любви и работе. Отношения с матерью особенно отражаются на нашей способности доверять, любить, принимать любовь.

От того, как сложились наши отношения или сложатся отношения наших детей с матерью или человеком, который ее заменяет, зависит наше понимание безопасности, свободы, самооценки.

Роль матери настолько велика, что уже есть много подтвержденных экспериментов, где доказано, что то, что происходит с матерью во время беременности не только с физическим здоровьем, но с ее чувствами, переживаниями, запоминается ребенком как собственный опыт и в последующем воспроизводиться в своей жизни. Будьте очень внимательны те, кто ждет ребенка или планирует, все нерешенные семейные и другие жизненные вопросы желательно решить до беременности. Сделайте все, чтобы вынашивание ребенка приносило только позитивные эмоции.

То, что и как мать говорит, желает, реагирует на события, выражает эмоции, записывается в память ребенка и в дальнейшем влияет на всю его жизнь.

Прежде всех других обнаруживает себя органическая потребность ребенка в физическом и эмоциональном контакте с матерью. Нарушение такой важной потребности может стать причиной разных форм психического неблагополучия. Ребенок - плод материнского тела, и даже отделившись от него, становясь физически все более автономным, он долго еще будет нуждаться в тепле этого тела, в прикосновениях матери, в ее ласке. И всю свою жизнь, уже став взрослым, будет нуждаться в ее любви. Он - прежде всего прямое физическое ее продолжение, и уже поэтому его психологическая зависимость от нее – органическая.

Между матерью и ребенком складывается особый вид привязанности, иногда продолжающийся всю жизнь. Эта привязанность может быть здоровой, способствующей развитию ребенка и негативной, удерживающей взросления и становления ребенка.

Что может сделать эту привязанность здоровой и не разрушительной?
·       способность матери чувствовать и отзываться на любые сигналы ребенка, будто то взгляд улыбка, плач, лепет…
·       способность быть отзывчивой и внимательной к потребностям;
·       помощь в преодолении трудностей (начиная с самого раннего детства).

Все это помогает выстроить взаимоотношения с ребенком на основе сотрудничества. Такой вид отношений полностью исключает «подстроить ребенка под себя», не считаясь с его потребностями и желаниями.

Качества матери, которые важны для роста и развития детей:
·       теплота;
·       мягкость;
·       нежность в отношениях;
·       подбадривание;
·       эмоциональная поддержка…
Дети с здоровым чувством привязанности в раннем детстве проявляют:
·       общительность,
·       сообразительность,
·       изобретательность в играх.
В подростковом возрасте таким детям присущи:
·       черты лидерства;
·       инициативность;
·       отзывчивость;
·       сочувствие;
·       самостоятельность;
·       популярность среди сверстников (что очень важно для подростка).

Здоровая привязанность к матери, заложенная в раннем детстве, влияет на поведение ребенка в будущем. В процессе многократно повторяющихся взаимодействий с матерью у ребенка формируются так называемые "рабочие модели себя и других людей”. Во взрослой жизни они помогают ему ориентироваться в новых ситуациях, интерпретировать их и соответствующим образом реагировать.

Здоровая привязанность к матери дает понять ребенку, то: что другие люди также надежны, как и мать; предсказуемы; другим можно доверять.

Мать особо ответственна за формирование чувства доверия в ребенке к себе, миру, другим людям.

Нездоровая привязанность формируется тогда, когда:
·       в отношениях матери и ребенка присутствует нечувствительность к детской инициативе;
·       пренебрежение интересами и потребностями ребенка;
·       навязчивый, контролирующий стиль отношений;
·       отсутствие спонтанности в общении.

Нездоровая привязанность формируется также тогда, когда к ребенку относятся с чуткостью только в моменты его болезни. В последующем такие люди осознают, что для того, чтобы получить мне любовь и заботу, надо заболеть. Так и начинают формироваться хронические болезни, причиной которых вполне может быть подсознательное желания получить сочувствие от близких.

Некоторые матери искренни, но непоследовательны в эмоциональном взаимодействии с ребенком. Они то чрезмерно чувствительны, то холодны и недоступны. Невозможность предсказать поведение матери вызывает у младенца реакции беспокойства и гнева, ребенок оказывается в ситуации непредсказуемого, неопределенного, что может усилить его негативное поведение.

Различия в качестве привязанностей к матери оказывает влияние и на романтические, интимные межличностные отношение взрослых.

Кроме того, уже доказано экспериментально, что стиль привязанности, складывающийся в раннем детстве, влияет на отношения человека к работе. Взрослые с надежным стилем привязанности к матери и на работе чувствуют себя уверенно, они не боятся сделать ошибку и не позволяют, чтобы их личные отношения мешали работе.
При тревожной двойственной привязанности у людей отмечаются большая зависимость от похвалы, страх отвержения; они допускают, чтобы личные отношения сказывались на их деятельности. Такие люди часто чувствуют некомфортность в жизни.

Что делать, чтобы развить здоровую положительную привязанность матери и малыша?

Создавайте условия для развития образа ” Я ” ребенка. Для этого предоставляйте ему свободу выбора действий, игрушек, партнеров по игре.

Уважайте право малыша на собственное мнение, проявления самостоятельности и независимости.

С первых дней жизни младенца будьте осознанно внимательны к нему. В первые недели жизни новорожденный еще фактически не является партнером по общению, но постоянный поток воздействий, обращенных к нему, создает привычку и вкус к ласке, теплым словам и тем самым формирует потребность в общении.

Практикуя бережное, доброжелательное, уважительное отношение к малышу, мать и другие близкие люди укрепляют его положительное самоощущение, чувство своего "Я ". А это, в свою очередь, позволяет ребенку проявлять больше личностной активности, инициативы, интереса в освоении окружающего мира.

Мать, которая всегда чутка к жизненноважным потребностям ребенка, подготавливает его к любым непредсказуемым жизненным ситуациям. Даже во время бракоразводного процесса или других кризисных моментов жизни, здоровая привязанность «мать-ребенок» поможет с наименьшими внутренними потерями пройти любые этапы жизни. Среди психологов по вопросам семьи бытует мнение, что развод – это не событие, а процесс, который может начинаться сразу после рождения ребенка. Его можно избежать только грамотным и каждодневным развитием отношений между супругами на эмоциональном и физическом уровне.

Когда же мать мало интересуется ребенком, редко играет, разговаривает, берет на руки или другими словами – ребенок становиться объектом добросовестного ухода, нежели полноценным человеком и личностью – у малыша недостаточно развивается понятие собственного "Я”, что становиться основой глубокой жизненной НЕУВЕРЕННОСТИ.

Недолюбленные матерью дети легко попадают в зависимость от отношений, будучи взрослыми, излишне привязываются к людям, партнерам требуя от них большой любви.

Известные американские психологи Генри Клауд и Джон Таунсед много времени уделили изучению «феномена матери» в нашей жизни. Они пришли к выводам, что присутствуют два важных фактора, которые определяют личность человека:
1.Отношения, которые мы испытываем со стороны матери и других людей, занимающих центральное место в жизни.
2. Наш внутренний ответ на эти отношения.

Если, будучи ребенком, человек испытывал негативное отношение со стороны матери, то могут появиться предпосылки проникнуться на всю жизнь недоверием к людям. Такой человек будет прятать от них свои слабости и потребности, станет агрессивным и напористым. Для решения своих личных проблем он будет прибегать к давлению, контролю над людьми.

Изъяны в отношениях с матерью вызывают защитную реакцию, которая будет препятствовать человеку получить то, в чем он нуждается. Если мать не умеет сочувствовать и проявлять терпимость, в дальнейшем в человека может выработаться схема, которая будет препятствовать ему принимать сочувствие от других. Такой человек будет обвинять людей, что они черствы и холодны к нему.

Роль матери в жизни сына!
Мать вкладывает в мальчика свое понимание жизни, понимание отношений между мужчинами и женщинами. Мужчина подсознательно ищет себе жену, схожую с матерью. Если отношения с матерью складывались плохо, юноша стремится найти жену с противоположными качествами, чем мать. Как будущий муж будет любить свою жену, является зеркалом его любви к родной матери.

Роль матери в жизни дочери!
Каждая мать должна помнить, что однажды ее дочь будет следовать ее примеру, а не ее совету.

Многие женщины почему-то думают, что родить ребенка и стать матерью – одно и то же. С тем же успехом можно было бы сказать, что одно и то же – иметь рояль и быть пианистом ( С.Харрис).

Категория: Мои статьи | Добавил: Masha (08.04.2012)
Просмотров: 6163 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]